Как открыть салон красоты
Для действующих салонов красоты
Всегда быть в курсе
Как узнавать о самых важных новинках, не выезжая на международные конференции и не отслеживая каждый день новости с сайтов ведущих косметических брендов? Ответ знают участники выставки Cosmo Expo, они знают, где публиковать свою информацию и анонсы образовательных мероприятий.
Подробнее ...
Евгения Супрычева
«Комсомолка» попыталась выяснить, как у нас проверяют косметику на эффективность. Оказывается, никак - производителю всегда верят на слово
Залетаю в поликлинику - нужно закрыть больничный. Перед носом объявление: «Набираются добровольцы для клинического испытания косметики».
«Елки! - думаю. - Это ж какой надо быть идиоткой, чтобы мазаться экспериментальными кремами! Так ведь недолго и в Ющенко превратиться...»
Но есть экстремалы в наших селениях! Иначе откуда берутся слоганы: «Не вызывает аллергии. Подтверждено клиническими исследованием с участием 120 человек».
«А может, им платят бешеные деньги? - размышляю я. - Надо прицениться. А заодно и узнать, стоит ли верить рекламе!»
- Добрый день! - звоню по указанному телефону. - Хочу поучаствовать в тестах. Что для этого надо?
- Прийти к нам в офис и заполнить анкеты! - был ответ.
Захожу в миниатюрную частную клинику - один из центров CRO (контрактные исследовательские организации). Это они организуют испытания разной продукции на людях. В России это развитый и прибыльный бизнес. Центры получают заказы от фармацевтической или косметологической компании. Потом ищут лаборатории и добровольцев. Основные клиенты - западные фармацевты.
- Не секрет, что новинки сейчас тестируют в основном в Индии и Китае, - признаются экспреты из столичного CRO Synergy Research Group. - Россия также популярна. У нас можно быстро и дешево набрать добровольцев.
Дешево? Оказалось, за участие в экспериментах вообще не платят! По крайней мере если дело касается косметики. Исследование кожи плюс крем задарма - это уже по идее царский подарок.
- Разве не так? - приподымает бровь девчонка в белом халате, к которой меня отправили на консультацию. - К тому же после тестов (они длятся месяц) вам вручат подарочные наборы.
- Если у меня кожа пойдет волдырями, мне уже не понадобится никакой набор! Кстати, а что насчет страховки? Нужно подписывать какой-то договор?
Девушка молча протянула бумагу. Там сказано, что исследование является добровольным, я могу из него выйти в любой момент... Но о побочных эффектах - ни слова. Как и о страховке.
- Да что вы уперлись?! - не выдержала доктор. - Волонтерам по косметике страховка не полагается. Вообще! Не устраивает - мы вас не задерживаем.
«Беспредельщики!» - вяло огрызаюсь я и ухожу. Искать правду.
Убойный слоган
- Ну что вы паникуете? - удивляется советник по экспертизе Научно-исследовательского центра Московской медицинской академии им. Сеченова Ирина НАДЕЛЯЕВА. - У нас действительно волонтерам не платят. Желающих и без того много - женщины за бесплатный крем еще и благодарить будут. Страховку никто не требует. А если у добровольца аллергия, мы кладем его в стационар и бесплатно лечим. Но такие случаи единичны.
Тут меня ждало еще одно открытие - оказывается, люди испытывают косметику, которая... уже продается в магазинах.
- Подождите! - чешу затылок. - А зачем вообще тогда нужны все эти тесты? Если крем уже продается, значит, у него есть сертификаты, подтверждающие не только безопасность, но и эффективность...
- Ошибаетесь, - качает головой эксперт. - При выдаче сертификата Роспротребнадзор проверяет только одно: действительно ли средство состоит из тех компонентов, которые указаны на упаковке. Если порядок - можешь продавать. Эффективность не проверяется. Если крем заявлен с лифтинг-эффектом, верят на слово. Вот так на прилавки попадают дорогие, но бесполезные кремы.
- Елки! - восклицаю я.
- Да уж, - понимающе кивает специалист. - И так как многие разочаровались в «новинках», компаниям необходим веский аргумент: «Это работает». Вот они и заказывают исследования.
- То есть они уверены в своем продукте? - напрягаю извилины.
- Они уверены, что им нужно получить убойный слоган «Избавляет от перхоти на 90 процентов», - поясняет Наделяева. - И они его получат.
Оказывается, у нас нет четкого стандарта проведения испытаний. Поэтому все исследования делятся на два вида. Первый - классический. Волонтер сдает анализы до и после эксперимента, плановые осмотры, сканеры, которые измеряют глубину морщин. Но такие тесты влетают фирме в копейку плюс рискованно. Результат невозможно оспорить, а он зачастую бывает отрицательный.
Поэтому наиболее популярен другой вариант, - продолжает Наделяева. - Клинические испытания по-русски. Они проводятся «на глазок».
Испытания по-русски
То есть врачи собираются и смотрят на волонтера, изучая «все его трещинки», и выдают ему крем. Через месяц он снова приходит. Специалисты переходят примерно к такой «экспертизе».
- Что скажешь, Василич? - обращается один специалист к другому. - Морщин-то у нее поубавилось?
- Да вроде выглядит получше, - кивает Василич.
- Я тоже так думаю, - поддакивает доктор. - Вот и производитель пишет: ожидаемый эффект - «сокращение морщин на 60 процентов».
Через пару минут официальная «экспертиза» готова.
- Как правило, это практикуют региональные институты, - вздыхает Наделяева. - Винить их нельзя: проведение визуальной экспертизы не запрещено. А жить институтам на что-то надо.
Вот так некоторые западные компании улучшают показатели своих кремов-шампуней. У них клиническое исследование - обязаловка. Но если, допустим, по заключению зарубежного НИИ, шампунь уменьшает количество перхоти на 20 процентов, то согласно российскому - аж на 70. Значит, в СНГ можно запускать «убойную» рекламу. И что приятно - компания не обязана указывать, что это «визуальные» тесты.
В итоге получается, что «эффективной» косметики много, а эффекта мало. Может, потому такой бум на пластическую хирургию - только это и помогает...
КОМПЕТЕНТНО
Член экспертного совета Национального альянса косметологов и дерматологов Елена ШОГИНИНА: «Не ждите чуда!»
- Тестирование косметики не прописано в законе по двум причинам. Первая - закон писался лет пятнадцать назад. Тогда была популярна в основном декоративная косметика. Во-вторых, основная и единственная функция любого крема - это увлажнение и защита кожи от окружающей среды. Ни на что большее даже самое дорогое средство не способно. Косметика - не лекарство, она не может изменить структуру кожи, разгладить морщины или уменьшить целлюлит (либо это будет краткосрочный эффект). На это если и способна, то лишь профессиональная косметика, близкая по составу к лекарствам. Она поставляется напрямую в лицензированные салоны красоты и применяется только под наблюдением врачей. Поэтому, если купленный вами крем «не работает», не переживайте. Ни один из них не действует так, как обещают в рекламе.
ОФИЦИАЛЬНО
- За последние время мы возбудили три дела против косметических фирм, - говорит руководитель пресс-службы столичной УФАС Елена ПОКИДОВА. - В первых двух случаях они утверждали, что их крем «работает» не хуже ботокса. Но ботокс - это лекарственный препарат, а крем не лекарство. Значит, сравнение некорректно. Запросили независимую экспертизу. Как и ожидалось: заявленный эффект не подтвердился. Компании были оштрафованы на 40 тысяч рублей каждая. Потом вдруг «Лореаль» запустила рекламу, что ее крем-гель - лидер продаж в России. Мы уточнили статистику. Выяснилось, что лидер по продаже гелей - отечественная компания. «Лореаль» отделалась предупреждением.
СОВЕТЫ «КП»
Где еще ждать подвоха?
1. Помимо клинических исследований, есть маркетинговые. Это когда люди, которые давно пользуются кремом, голосуют: «помогло» - «не помогло». Но зачастую на тесты прибегают «случайные люди» в виде студентов, которых греет гонорар в 500 - 700 рублей. Они послушно отвечают «да» на все вопросы, а потом уже узнают, на какую тему исследование. Вот так в рекламе появляется слоган *«70 процентов женщин отметили, что...» или «8 из 10 женщин подтверждают, что...». Что самое обидное - результаты клинической экспертизы (самой честной) могут звучать так же. Но на сайте компании должна быть ссылка «по данными...» Если ее нет, компания недостойна ваших денег.
2. Вам никогда не было интересно, а что «отметили» остальные 20 процентов? При клинических тестах это может быть все что угодно: отечность, аллергия, ухудшение состояние кожи и т. д. По словам сотрудников НИИ, к ним нередко прибегают люди с такими проблемами после покупки крема. Не исключено, что остальные 20 процентов волонтеров выглядели так же. Но производитель это не озвучил. Поэтому, если вас зомбирует фраза «80 процентов», помните: вы можете попасть в остальные двадцать.
КСТАТИ
Что значит «одобрено Ассоциацией»?
В последнее время различные ассоциации стоматологов, гинекологов и проктологов то и дело «рекомендуют» какой – нибудь продукт. Но за какие – такие заслуги? И все ли компании могут претендовать на это «одобрение».
Мы решили позвонить в Союз педиатров ( особенно часто «выступают» по ТВ, рекомендуя «Pampers») и выяснить все эти моменты.
- К нам может обратиться любой производитель, - говорит председатель Исполкома Союза Александр БАРАНОВ.- С просьбой оценить его продукцию. Мы проверяем, насколько она безопасна. И если при этом она лучше аналогичной продукции – даем добро. Так, во время исследования «Pampers» половина женщин, (они согласились участвовать в исследовании) пеленало своих детей только ими, другая – только марлевыми подгузниками. Мы регулярно осматривали детей. Выяснили, что у детей в «Pampers» кожа лучше – опрелостей меньше.
- Но почему вы сравнивали «Pampers» с допотопной марлей? А не с теми же «Хаггисами»!?
- С кем производитель попросил сравнить, - отвечает Баранов, - с теми и сравнили. Это нормальная практика.
В принципе этот хоть и законная, но совсем не нормальная практика. Она выигрышна для любой продукции, которая не относится к разряду «очень хреновая». Чуть лучше – и тебя рекомендуют. Да и ассоциация развелось как -то подозрительно много. В любом случае все, что они подтверждают – это лишь безопасность.
www.kp.ru/
11.03.2009
Профессиональная косметика:
Курсы обучения:
Календарь хитовых услуг салона красоты
Профессиональная косметика
для профессионалов